Ветров Георгий Степанович
Предисловие
Настоящая книга посвящена начальному этапу творческого пути С. П. Королева, связанному с разработкой планеров и самолетов.
Эти работы ученого являются наименее освещенной частью его научного наследия. В значительной мере это объясняется тем, что по сравнению с такими историческими событиями, как запуск первого искусственного спутника Земли, полет первого человека в космос, полеты автоматических станций к Луне, Марсу и Венере, авиационные разработки начинающего конструктора кажутся не столь существенными для оценки вклада С. П. Королева в науку. В публикациях о творческом пути С. П. Королева обычно ограничиваются лишь далеко не полным перечнем его авиационных разработок. К тому же документальных источников, относящихся к этому периоду деятельности Королева, сравнительно немного отдельные статьи в специальных журналах да несколько газетных заметок.
Между тем нельзя не считаться с тем фактом, что первые инженерные навыки и жизненные уроки С. П. Королев получил, работая над авиационными конструкциями. Именно здесь можно обнаружить истоки его целеустремленности, организаторского таланта, смелости инженерных решений. С этой целью и написана предлагаемая вниманию читателя книга. В ней делается попытка воссоздать обстановку творческого поиска, выявить мотивы выбора Королевым тех или иных технических решений и в конечном счете понять, как формировался характер человека, сделавшего так много для дальнейшего прогресса науки.
Решение поставленной задачи потребовало привлечения большого объема материалов по истории планеризма и авиации, которые могут иметь и самостоятельное значение.
Необходимо подчеркнуть, что книга не могла быть написана без привлечения ранее неизвестных документов, которые бережно сохранила вдова С. П. Королева Нина Ивановна Королева. В настоящее время они сданы на хранение в Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. Эти документы представляют собой чертежи авиационных и планерных конструкций, выполненных Королевым, а также проектные расчеты, технические задания и фотографии. Почти все документы относятся к ранее неизвестным авиационным разработкам С. П. Королева. Описания конструкций за немногим исключением отсутствуют, не все разработки датированы. В связи с этим для истолкования документов возникла необходимость в специальных изысканиях.
В книге автор часто был вынужден отступать от хронологического принципа изложения материала. Это связано с тем, что С. П. Королев на протяжении почти всей своей инженерной деятельности одновременно разрабатывал разнотипные конструкции. Поэтому хронология выдерживается в основном только для однотипных разработок.
В процессе работы над книгой автор получал неизменную поддержку людей, близко знавших Королева, специалистов в области авиации, пионеров советского планеризма.
Автор прежде всего обращает слова благодарности Н. И. Королевой, предоставившей возможность изучить ранее неизвестные документы об авиационных работах С. П. Королева, без чего было бы невозможным объективное и достаточно полное освещение его научной деятельности.
Поддержка одного из ближайших соратников Королева еще с довоенных лет академика Б. В. Раушенбаха была определяющей для решения вопроса о публикации книги.
Много добрых советов, позволивших углубить содержание книги и сделать его более достоверным, получил автор от известного авиаконструктора И. А. Эрлиха.
Сердечное внимание и деловую строгость проявили при изучении рукописи книги один из пионеров советского планеризма А. А. Борин и директор Научно-мемориального музея Н. Е. Жуковского Н. М. Семенова.
Моим неизменным помощником и доброжелательным критиком, разделившим все трудности подготовки книги к изданию, была К. А. Краснова.
Книга подготовлена по поручению администрации, парткома и общественных организаций предприятия, которым руководил С. П. Королев.
|