майор
ПРЕДИСЛОВИЕ
Одной из актуальных проблем воздушных флотов всех стран в настоящее время является техника полетов вне видимости земли и при отсутствии каких-либо визирных точек.
В связи с гигантским ростом военной техники воздушный флот в боевой обстановке даст максимальный эффект лишь при условии беспрерывной маскировки в воздухе т. е. при полете в облаках, тумане, темной ночью. Кроме того регулярность и безопасность воздушных сообщений на линиях заставляет вплотную заняться не только научными изысканиями в области слепого полета, но и систематическим, настойчивым внедрением в массы летного состава того, что уже достигнуто.
В настоящее время как аппаратура, так и методика слепых полетов в достаточной мере разработаны и представляются в таком виде, что летчик при известной тренировке может свободно совершать полет при отсутствии визирных об'ектов, с помощью которых в обычных полетах оценивается положение самолета относительно горизонта.
За последнее время в ряде стран уделяется много внимания этому вопросу и достигнуты сравнительно большие результаты, например: обучение слепому полету в американских и английских военных школах, групповые полеты английских летчиков в облаках с выполнением бомбометания из облаков, не видя цели, и наконец поголовное обучение летчиков воздушной линии «Люфт Ганза» и большинства американских линий технике слепого полета. Неумение летать вслепую лишает летчика воздушной линии возможности вообще совершать рейсы на линиях.
Настоящий труд американских летчиков Окер и Крейн является отражением состояния и постановки дела слепых полетов в американском воздушном флоте к 1932 г. Эта книга является одним из наиболее систематизированных пособий по технике тренировки и пилотирования в облаках для начинающего летчика.
В то же время надо особо подчеркнуть ряд спорных и неправильно освещенных вопросов, например: вывод самолета из штопора, необходимость и целесообразность введения в программу обучения производства вслепую петли, бочки и другие вопросы.
Кроме того труд содержит ряд пространных описаний, мало употребительных в практике приборов скорей с рекламной целью, нежели с намерением помочь летчику в изучении техники слепого полета, например описание интегратора полета, описание не употребляющегося прибора «Волчок» (рис. 16), пеленгования шаров-пилотов и др.
Несомненно, что данная книга не может заменить и не заменяет собою официальных инструкций и указаний по технике слепого пилотирования, но все же ее следует рекомендовать для чтения летному составу, также инженерам и техникам, желающим ближе ознакомиться с вопросами слепого полета.
Летчик Спирин
ОТ АВТОРОВ
Написать эту книгу побудило нас желание дать полное исследование основ и практики полета без внешней зрительной ориентировки. Она написана главным образом для летчика-практика и тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к летному делу.
Над разрешением проблем слепого полета работает много отдельных лиц и групп, но заинтересованность их частными задачами препятствует широкому распространению сведений, достаточно подробных для того, чтобы быть полезными летчику. Поэтому нет ничего удивительного, если опыты, проведенные авторами и другими лицами, убедительно показали, что даже в 1932 г. только 3—5% летчиков твердо владели техникой слепого полета.
Основой успеха гражданской авиации является безопасность и надежность. Насколько же безопасность зависит от уменья пилота справляться с неблагоприятными атмосферными условиями, можно убедиться, просматривая отчеты о несчастных случаях и вынужденных посадках или просто читая газеты.
Мы стремимся дать на страницах настоящего труда такие сведения, которые обеспечивали бы безопасность во время слепого полета и могли бы быть положены в основу обучения слепому полету. Принцип слепого полета и методы обучения, предлагаемые в настоящем труде, основаны на результатах, полученных при обучении слепому полету Центральной школой Военновоздушного флота САСШ, и на наблюдениях и опытах, производившихся в 1919 г.
Работая над этой книгой, мы не ограничились собственным опытом. Мексиканским отделом Всеамериканского общества воздушных путей были предоставлены нам возможность подробно ознакомиться с их приемами слепых полетов и разрешение летать на их самолетах при таких атмосферных условиях и над такой местностью, хуже которых вряд ли когда-нибудь приходилось встречать американским летчикам.
Отмечаем помощь, оказанную нам Аэронавтическим колледжем при постановке специальных исследований в области слепого полета.
Школа авиационной медицины армии САСШ содействовала нам и руководила нами при разработке некоторых принципов, необходимых для полного понимания слепого полета.
Отдел воздушного флота Департамента торговли, Национальный совещательный совет по воздушному флоту, ряд американских фирм и 20-й фотовзвод армии САСШ разрешили нам воспроизвести чертежи, фотографии и сведения, относящиеся к описываемым в книге приборам.
Авторы будут признательны за все сведения или советы, могущие привести к улучшению настоящего труда.
Сан Антонио, Тексас |