▲ ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ▲
Галлай Марк Лазаревич
Полет самолета с неполной и несимметричной тягой
|
Издание: Галлай М. Л. Полет самолета с неполной и несимметричной тягой. М.: Машиностроение, 1970. 192 стр.
Scan: Danila - Master of Science (M.Sc.) in Physics
Аннотация издательства: В книге исследуется движение многодвигательного самолета с неполной и несимметричной тягой в результате отказа двигателей.
Рассматриваются вероятностные характеристики такого полета, влияние на него различных внешних факторов и аэродинамических параметров самолета, установившийся полет по маршруту, заход на посадку, посадка и взлет с частично вышедшей из строя силовой установкой.
Специальная глава посвящена Нормам летной годности самолета, регламентирующим его характеристики в случаях отказа двигателей, и методам их проверки при летных испытаниях.
Особое внимание при изложении материала уделено раскрытию физики явлений, обусловливающих возмущенное движение самолета.
Книга рассчитана как на инженеров конструкторских бюро, испытательных станций и эксплуатирующих организаций, так и на летный состав. Вместе с тем она будет полезна преподавателям и студентам авиационных учебных заведений. Табл. 3. Иллюстр. 85. Библ. 23 назв.
Книга в формате DjVu (300dpi) 1598 кб
Книга в формате DjVu (600dpi) 3251 кб
Невыправленный текст в формате TXT 421 кб
Предисловие (стр. 3)
Введение (стр. 5)
Глава I. Вероятностные характеристики полета с неполной и несимметричной тягой на самолетах различных схем (стр. 9)
1. Влияние общего (п) и критического (m) чисел двигателей на вероятность вынужденного прекращения полета (стр. 9)
2. Вероятность полета с неполной и несимметричной тягой (стр. 18)
Глава II. Возмущенное движение самолета после нарушения симметричности тяги (стр. 22)
1. Момент несимметричной тяги. Реакция летчика (стр. 22)
2. Скольжение, вызванное отказом бокового двигателя, и его влияние на движение самолета (стр. 27)
3. Уравнения бокового возмущенного движения самолета (стр. 31)
4. Коэффициенты поперечной и путевой статической устойчивости и их влияние на движение самолета с несимметричной тягой. Зависимость поперечной аэродинамической силы от скольжения (стр. 33)
5. Демпфирование крена и рыскания. Влияние угловой скорости крена на момент рыскания и угловой скорости рыскания на момент крена (перекрестные вращательные производные) (стр. 47)
6. Особенности поведения самолетов с турбовинтовыми двигателями при отказе бокового двигателя. Явление обратной тяги (стр. 51)
7. Особенности поведения самолета со стреловидным крылом после отказа бокового двигателя. Явление обратной реакции по крену на скольжение (стр. 55)
8. Оптимальные приемы пилотирования при неожиданном отказе бокового двигателя (стр. 59)
Глава III. Установившийся полет с неполной и несимметричной тягой (стр. 65)
1. Изменение летных характеристик самолета в полете с неполной тягой. Диапазон скоростей, скороподъемность, потолок (стр. 65)
2. Дальность полета с неполной тягой (стр. 73)
3. Первый и второй режимы полета на самолетах с ПД, ТРД и ТВД. Полет с неполной и несимметричной тягой на первом и втором режимах (стр. 76)
4. Возможные режимы установившегося полета с несимметричной тягой. Полет без крена со скольжением (стр. 84)
5. Полет с креном без скольжения. Потребный угол крена (стр. 90)
6. Полет со скольжением и креном в сторону работающих двигателей. Потребное отклонение руля направления. Сравнение различных способов полета с несимметричной тягой (стр. 94)
7. Индикация скольжения в полете с симметричной и несимметричной тягой (стр. 101)
8. Навигационные элементы полета с несимметричной тягой (стр. 107)
9. Маневр в полете с неполной и несимметричной тягой. Развороты в сторону работающих и неработающих двигателей. Изменение поступательной скорости полета. Влияние несимметрии тяги на продольную устойчивость и балансировку (стр. 108)
Глава IV. Заход на посадку и посадка с неполной и несимметричной тягой (стр. 119)
1. Диапазон скоростей и вертикальная скорость в полете с неполной и несимметричной тягой при посадочной конфигурации самолета (стр. 119)
2. Расчет на посадку с неполной и несимметричной тягой. Боковые отклонения от плоскости посадочной полосы. Запас угла отклонения руля направления при подтягивании (стр. 121)
3. Заход на посадку с неполной и несимметричной тягой при боковом ветре. Намеренное введение несимметрии тяги для парирования влияния бокового ветра (стр. 130)
4. Уход с неполной и несимметричной тягой на второй круг (стр. 138)
5. Пробег после посадки с неполной и несимметричной тягой (стр. 143)
Глава V. Взлет с неполной и несимметричной тягой (стр. 146)
1. Общая характеристика взлета с неполной и несимметричной тягой. Два способа пилотирования на разбеге и их сравнение в случае отказа двигателя (стр. 146)
2. Дистанция прерванного взлета. Дистанция продолженного взлета с неполной и несимметричной тягой. Критическая скорость разбега (первая и вторая) (стр. 152)
3. Запас угла отклонения руля направления на разбеге и после отрыва с несимметричной тягой. Намеренное введение несимметрии тяги для парирования влияния бокового ветра на разбеге (стр. 161)
4. Начальный набор высоты. Уборка шасси и механизации крыла после взлета с неполной и несимметричной тягой. Отказ двигателя после отрыва от земли (стр. 168)
5. Особый случай отказа двигателя на взлете в области второго режима полета (стр. 172)
6. Набор высоты с неполной и несимметричной тягой до первого разворота (стр. 174)
7. Преднамеренный взлет с неполной и несимметричной тягой (стр. 176)
Глава VI. Общие требования к характеристикам полета гражданских самолетов с неполной и несимметричной тягой (стр. 178)
1. Основные положения Норм летной годности, регламентирующие поведение самолета при частичных отказах силовой установки (стр. 178)
2. Элементы летных испытаний самолетов с неполной и несимметричной тягой (стр. 182)
Литература (стр. 188)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Широкое распространение, которое получили в современной авиации многодвигательные самолеты, повлекло за собой существенное повышение безопасности полетов, однако, в то же время, соответственно увеличило вероятность отказа одного или нескольких двигателей из числа входящих в состав силовой установки многодвигательного самолета.
Поэтому проблема полета с неполной и несимметричной тягой приобрела в настоящее время большую актуальность.
В книге, предлагаемой вниманию читателя, рассматривается круг вопросов, связанных с динамикой возмущенного движения самолета непосредственно после отказа двигателя (особенно бокового, т. е. расположенного вне плоскости симметрии летательного аппарата), параметрами последующего установившегося режима полета, выполнением необходимых маневров разворотов, захода на посадку, посадки, а также с влиянием конструктивных параметров самолета и его пилотирования на протекание указанных процессов.
Автор стремился уделить особое внимание раскрытию физической сущности явлений, сопутствующих полету с неполной и несимметричной тягой. Не все случаи такого полета, рассмотренные в этой книге, одинаково вероятны на практике. Многие из них на определенных видах летательных аппаратов, например, пассажирских, справедливо расцениваются как недопустимые. Тем не менее целесообразно все же не исключать их из рассмотрения, во-первых, потому, что возникновение подобных случаев возможно на летательных аппаратах других назначений, и, во-вторых, потому, что их анализ способствует лучшему пониманию существа происходящих явлений. Кроме того, многие ситуации, недопустимые в нормальной эксплуатации, могут иметь место при летных испытаниях.
Практические рекомендации, приводимые в книге, носят двоякий характер: часть из них адресована работникам конструкторских организаций и касается параметров, обеспечивающих приемлемые свойства летательного аппарата в полете с неполной и несимметричной тягой, другая же часть предназначена для летного состава и содержит указания по оптимальному пилотированию в этом достаточно сложном полетном случае.
Учитывая категорию читателей, которым рекомендована книга, автор счел возможным пользоваться общеизвестными положениями нормального курса аэромеханики самолета без каких-либо дополнительных их разъяснений. Большая часть условных обозначений, применяемых в этой книге, общепринята в литературе по аэродинамике и динамике полета. В тех отдельных случаях, когда вводится новое или малораспространенное обозначение, оно поясняется непосредственно в тексте.
В течение ряда лет многие важные аспекты проблемы полета самолета с неполной и несимметричной тягой освещали в своих трудах В. Ф. Болотников, В. С. Ведров, А. А. Калачиков, Н. В. Лебедев, В. С. Луняков, М. И. Мазурский, В. Н. Матвеев, И. В. Остославский, А. И. Охонский, В. С. Пышнов, А. Л. Райх, Д. А. Соркин, В. Г. Табачников, М. А. Тайц, А. В. Честнов, Л. К. Чумаченко и другие ученые, инженеры и летчики. Автор книги использовал в своей работе полученные ими результаты.
Кроме того, автор при подготовке книги к печати имел возможность, помимо собственного опыта испытательных полетов с неполной и несимметричной тягой на многодвигательных самолетах различных типов, воспользоваться чрезвычайно ценной консультацией заслуженного летчика-испытателя СССР Я. И. Верникова и канд. техн. наук Н. Г. Щитаева, а также замечаниями рецензентов книги д-ра техн. наук, проф. А. Е. Донова и канд. техн. наук М. В. Розенблата. Всем этим лицам автор выражает свою искреннюю благодарность.
|