Корчемный Петр Антонович
ПРЕДИСЛОВИЕ
Коммунистическая партия Советского Союза рассматривает защиту социалистического Отечества, укрепление обороны страны и обеспечение государственной безопасности, подчеркивается в Программе КПСС, как одну из важнейших функций Советского общенародного государства. Большую роль в решении этой проблемы играют офицерские кадры, их сознательность, обученность, профессиональное мастерство, основы которых закладываются в стенах военных училищ, в том числе авиационных.
Профессия военного летчика — одна из самых сложных и своеобразных. Она предъявляет к летному составу, и в первую очередь к его психологическим качествам, высокие требования. Знание психологии летчиками-инструкторами военных авиационных учебных заведений значительно обогащает формы и методы их профессиональной подготовки по летному обучению курсантов, воспитанию у них высоких морально-политических, боевых и психологических качеств. В период современного развития авиационной техники, вооружения и средств управления учет психологических факторов — непременное условие научно обоснованней организации учебного процесса в училищах летчиков.
Кандидат психологических наук военный летчик-инструктор первого класса П. А. Корчемный на протяжении последних пятнадцати лет систематически исследует закономерности и механизмы психологии летного обучения. Многолетний опыт летной работы по обучению курсантов, кропотливое изучение психологии летного труда позволили автору на большом фактическом материале изложить основные теоретические и практические концепции первоначальной профессиональной подготовки курсантов-летчиков.
По своему содержанию предлагаемая автором книга представляет определенный интерес для всех категорий офицеров-воспитателей авиационных училищ, и в первую очередь для летного состава, непосредственно принимающего участие в летном обучении курсантов.
Практическая ценность этой книги заключается в том, что в ней используются результаты конкретных психолого-педагогических исследований, выполненных в последние годы непосредственно в летных училищах ВВС, по вопросам психологической характеристики летного экипажа как коллективного педагога, методики изучения индивидуальных качеств личности обучаемого, психологических условий формирования летного мастерства, морально-политической, психологической подготовки курсантов к учебным полетам и другим вопросам. Большое внимание также уделяется особенностям высшей нервной деятельности курсанта в условиях летного обучения. Автору удалось рассмотреть научные основы психологии сквозь призму летного обучения, сделать глубокие выводы, выработать рекомендации в помощь летно-инструкторскому составу для эффективного и качественного обучения курсантов-летчиков.
Тем не менее новизна подхода к проблеме, ее сложность и недостаточная освещенность в специальной военной литературе не позволили в полной мере исследовать все поднятые в книге вопросы, в связи с чем необходима дальнейшая разработка теории и практики психологии летного обучения при активном участии представителей различных областей авиационной науки и практики.
Заместитель главнокомандующего ВВС по ВВУЗ, Герой Советского Союза, кандидат исторических наук генерал-полковник авиации Г. Дольников
|