Кайсор Харли Д. | Kysor H. D.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Спастись или погибнуть! В одних случаях это может зависеть от запаса знаний, в других от случайно сложившихся обстоятельств.
В большинстве случаев жизнь людей, оказавшихся в тяжелых условиях после вынужденной посадки самолета на землю или на воду, зависит от того запаса необходимых знаний, которыми они обладают. До выхода в свет этой книги необходимые знания были распылены по страницам многих отдельных документов. Масса ценнейших указаний по спасению жизни была скрыта от взоров людей в мертвых грудах актов расследования летных происшествий.
Харли Д. Кайсор взял на себя огромный и благородный труд собрать, обработать и опубликовать весь имеющийся материал по вопросам обеспечения безопасности жизни людей при авариях самолетов. В этой работе ему оказали неоценимую помощь его коллеги, сотрудники и издатели. Успех его большого труда станет очевиден каждому, кто прочтет эту книгу.
Достаточно одного взгляда на оглавление книги, чтобы возбудить к ней интерес каждого человека, имеющего отношение к авиации. Более же внимательное изучение книги покажет, что она является незаменимым пособием при подготовке летного состава, а также при осуществлении руководства полетами самолетов. Хотя уровень безопасности полетов военных и гражданских самолетов является достаточно высоким, тем не менее большое количество жертв во время авиационных катастроф убедительно доказывает необходимость выпуска такой книги и дальнейшего изучения проблем, которые она затрагивает.
Не всем известно, что за последние 5 лет в США было 11 случаев вынужденных посадок самолетов на воду.
Из них большинство произошло не в открытом море, а в районе прибрежных аэродромов. Кроме того, в эти же годы зарегистрировано 16 вынужденных посадок рейсовых самолетов США на сушу. Из 583 человек, находившихся на этих самолетах, погибло 79 человек*.
Нет никакого сомнения в том, что вероятность спасения людей будет тем выше, чем лучше экипаж самолета знает, как поступать в случае аварийного положения и как действовать во время и после вынужденной посадки. Книга Кайсора будет полезной каждому, кто имеет прямое или косвенное отношение к полетам.
ДЖЕРОМ ЛИДЭРЭР, директор Фонда содействия безопасности полетов (Flight safety foundation).
*) По данным американского журнала «Юнайтед Стэйтс ньюс энд уорлд рипорт», за пятилетний период, закончившийся 30 июня 1958 года, в США только с военными самолетами произошла 21000 аварий и катастроф, при которых погибло более 6000 человек («Советская авиация» от 8 и 9 августа 1958 года). Прим. ред.
Для тех, кто летает на самолетах, ВВЕДЕНИЕ
В книге «Самолет в опасности» подробно рассматриваются следующие вопросы: оказание помощи терпящему бедствие самолету, обеспечение безопасности полетов, виды аварий и порядок эвакуации людей из самолета после аварии, осуществление перехвата терпящего бедствие самолета, порядок ведения аварийной радиосвязи, порядок действий экипажа при совершении вынужденной посадки самолета на сушу и на воду, оказание первой помощи и меры по сохранению жизни людей после вынужденной посадки.
Автор не ставил перед собой цели рассмотреть все возможные случаи аварий самолета и дать ряд твердых правил, которые могли быть пригодны для любого случая.
Реальная обстановка, в которой происходит каждая авария, всегда имеет свои особенности и отличия. Поэтому не может быть создано таких правил, которыми можно было бы заменить здравый рассудок, требующийся в каждом конкретном случае. Рекомендуемые в данной книге правила, хотя они и проверены на большом опыте, приводятся здесь не в качестве замены здравого рассудка, а в помощь ему, с тем чтобы, опираясь на них, можно было при необходимости быстро принять правильное решение с учетом конкретной обстановки.
В любом полете необходимо всегда считаться с возможностью аварии, которая потребует совершить вынужденную посадку на сушу или на воду и прибегнуть к помощи спасательных организаций. Это может произойти в следующих случаях:
1. При отказе мотора.
2. При пожаре на самолете.
3. При израсходовании запаса горючего.
4. При неблагоприятных метеорологических условиях.
5. При потере ориентировки.
Успех в совершении вынужденной посадки на сушу или на воду в первую очередь зависит от качества конструкции самолета и вспомогательного оборудования и от степени знания членами экипажа порядка действий в случае аварии и вынужденной посадки самолета. В данной книге не делается попытки детального рассмотрения конструкций самолетов. Все внимание здесь сосредоточено на вопросах, связанных с действиями пилота и других членов экипажа, от которых главным образом и зависит исход любой аварии.
Автор не претендует на оригинальность содержащегося в книге материала. При написании книги были использованы многочисленные источники из всех областей авиации.
Автор выражает большую благодарность всем организациям, которые оказали ему огромную помощь, снабдив его ценной информацией технического характера. Многие важные сведения, полученные у них, публикуются впервые.
Харли Д. Кайсор.
|