▲ ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ▲
Авторский коллектив: В. А. Алтухов, В. Г. Брага, Г. Ф. Бутенко, Н. М. Лысенко, А. А. Манучаров, С. А. Микоян, Ю. Н. Нечаев, М. И. Радченко, Г. Ф. Сивков.
Практическая аэродинамика маневренных самолетов
Учебник для летного состава
|
Издание: Практическая аэродинамика маневренных самолетов. Учебник для летного состава. Под общ. ред. Н. М. Лысенко. М.: Воениздат, 1977. 439 с. с ил.
Scan: Danila - Master of Science (M.Sc.) in Physics
Аннотация издательства: В учебнике рассматриваются особенности аэродинамической компоновки и силовой установки современных самолетов, устойчивость, управляемость и маневренность, критические режимы, эксплуатационные ограничения, а также поведение самолета и управление им на различных этапах полета, при боевом применении и при некоторых отказах авиационной техники.
Учебник предназначен для летного состава ВВС, авиации ПВО и ВМФ. Он будет также полезен курсантам летных училищ и летному составу ДОСААФ.
Книга в формате DjVu 4330 кб
Невыправленный текст в формате TXT 904 кб
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие (стр. 3)
РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ И СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ СОВРЕМЕННЫХ САМОЛЕТОВ
Глава 1. Особенности аэродинамической компоновки современных самолетов и их основные аэродинамические характеристики (стр. 5)
§ 1.1. Аэродинамическая компоновка самолетов и предъявляемые к ней требования (стр. 5)
§ 1.2. Влияние конфигурации самолета и режима полета на несущие свойства (стр. 9)
§ 1.3. Влияние конфигурации самолета и режима полета на лобовое сопротивление и аэродинамическое качество (стр. 14)
§ 1.4. Несущие свойства самолета в условиях взлета и посадки (стр. 24)
Глава 2. Особенности силовой установки современных самолетов (стр. 31)
§ 2.1. Схема и рабочий процесс двигателя (стр. 31)
§ 2.2. Входные устройства силовых установок сверхзвуковых самолетов (стр. 36)
§ 2.3. Явления срыва потока и помпажа компрессоров ГТД 55 § 2.4. Особенности рабочего процесса камер сгорания и неустойчивые режимы их работы (стр. 64)
Глава 3. Характеристики и эксплуатационные ограничения двигателей (стр. 73)
§ 3.1. Особенности регулирования двигателей и контроля за их работой (стр. 73)
§ 3.2. Характеристики ТРД и ТРДФ (стр. 82)
§ 3.3. Переходные режимы работы ТРД и ТРДФ (стр. 87)
§ 3.4. Эксплуатационные ограничения и особые случаи, связанные с работой силовой установки (стр. 95)
§ 3.5. Помпаж и самовыключение (заглохание) двигателей при пуске ракет (стр. 111)
РАЗДЕЛ II. УСТОЙЧИВОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ САМОЛЕТА. КРИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ И ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ
Глава 4. Введение в устойчивость и управляемость (стр. 116)
§ 4.1. Общие сведения об устойчивости и управляемости. Требования к их характеристикам (стр. 116)
§ 4.2. Моменты, действующие на самолет в прямолинейном полете (стр. 121)
§ 4.3 Дополнительные моменты в криволинейном полете (стр. 133)
Глава 5. Продольная устойчивость и управляемость (стр. 143)
§ 5.1. Физическая природа развития продольного движения (стр. 143)
§ 5.2. Устойчивость по перегрузке (стр. 145)
§ 5.3. Влияние различных факторов на устойчивость по перегрузке (стр. 148)
§ 5.4. Связь управляемости с устойчивостью по перегрузке (стр. 151)
§ 5.5. Устойчивость по скорости и ее связь с управляемостью (стр. 158)
§ 5.6. Скоростной «подхват» (стр. 162)
Глава 6. Боковая устойчивость и управляемость (стр. 167)
§ 6.1. Путевая и поперечная устойчивость (стр. 167)
§ 6.2. Физическая природа развития бокового движения (стр. 169)
§ 6.3. Некоторые особенности боковой управляемости (стр. 174)
§ 6.4. Характеристики боковой управляемости в прямолинейном полете (стр. 183)
§ 6.5. Характеристики боковой управляемости в криволинейном полете (стр. 191)
Глава 7. Взаимодействие продольного и бокового движений (стр. 194)
§ 7.1. Физическая природа перекрестных связей (стр. 194)
§ 7.2. Особенности проявления взаимосвязи продольного и бокового движений при выполнении маневров (стр. 200)
§ 7.3. «Аэроинерционное вращение» и действия летчика по выводу из него (стр. 203)
Глава 8. Особенности полета на больших углах атаки. Штопор самолета (стр. 210)
§ 8.1. Поведение самолета на больших углах атаки (стр. 210)
§ 8.2. «Подхват» (стр. 214)
§ 8.3. Штопор самолета (стр. 217)
Глава 9. Особенности пилотирования в возмущенной атмосфере (стр. 231)
§ 9.1, Поведение самолета и управление им при полете в районе грозовой деятельности и при проходе струйных течений (стр. 231)
§ 9.2. Поведение самолета и управление им при попадании в спутный след от впереди летящего самолета (стр. 234)
Глава 10. Возможные и допустимые перегрузки, скорости и высоты полета (стр. 238)
§ 10.1. Предельно возможные и допустимые перегрузки (стр. 238)
§ 10.2. Минимальная скорость полета (стр. 241)
§ 10.3. Максимальная скорость полета и ее ограничения (стр. 246)
§ 10.4. Поведение самолета и действия летчика при превышении максимально допустимой скорости полета (стр. 253)
§ 10.5. Диапазон скоростей и высот полета (стр. 255)
§ 10.6. Влияние эксплуатационных факторов на диапазон скоростей и высот полета (стр. 260)
§ 10.7. Область динамических высот полета (стр. 264)
Глава 11. Системы управления современных самолетов (стр. 267)
§ 11.1. Распределение функций между летчиком и автоматическими устройствами (стр. 267)
§ 11.2. Формирование усилий на рычагах управления (стр. 270)
§ 11.3. Автоматы демпфирования (стр. 275)
§ 11.4. Автоматы устойчивости и безопасности (стр. 279)
Глава 12. Принципы автоматического и директорного управления (стр. 283)
§ 12.1. Автоматическое управление движением вокруг центра тяжести (стр. 283)
§ 12.2. Автоматическое управление траекторией полета (стр. 291)
§ 12.3. Комплексные системы автоматического управления современных самолетов (стр. 296)
§ 12.4. Директорное управление. Особенности пилотирования по КПП (стр. 300)
Глава 13. Управление самолетом при некоторых отказах авиационной техники (стр. 303)
§ 13.1. Особенности управления при отказах АРУ (стр. 303)
§ 13.2. Поведение самолета и управление им при отказе автомата демпфирования (стр. 308)
§ 13.3. Поведение самолета при отказе гидроусилителя (стр. 312)
§ 13.4. Поведение самолета и управление им при отказе механизма триммирования (стр. 314)
§ 13.5. Поведение самолета и управление им при отказе демпферов сухого трения (стр. 315)
РАЗДЕЛ III. ПОВЕДЕНИЕ САМОЛЕТА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОЛЕТА И УПРАВЛЕНИЕ ИМ
Глава 14. Взлет и набор высоты (стр. 317)
§ 14.1. Особенности движения самолета по земле. Взлет (стр. 317)
§ 14.2. Особенности взлета в различных условиях. Влияние эксплуатационных факторов (стр. 326)
§ 14.3. Способы улучшения характеристик взлета (стр. 330)
§ 14.4. Набор высоты и разгон самолета (стр. 332)
Глава 15. Маневрирование в горизонтальной плоскости (стр. 339)
§ 15.1. Разгон и торможение самолета в горизонтальном полете (стр. 339)
§ 15.2. Условия выполнения виража (стр. 342)
§ 15.3. Характеристики маневров в горизонтальной плоскости (стр. 344)
Глава 16. Маневрирование в вертикальной плоскости (стр. 355)
§ 16.1. Условия криволинейного движения и особенности выполнения маневров в вертикальной плоскости (стр. 355)
§ 16.2. Петля Нестерова и полупетля (стр. 361)
§ 16.3. Переворот (стр. 367)
§ 16.4. Горка (стр. 371)
§ 16.5. Пикирование (стр. 374)
Глава 17. Маневрирование по пространственным траекториям (стр. 378)
§ 17.1. Условия и особенности выполнения маневров по пространственным траекториям (стр. 378)
§ 17.2. Косая петля. Полупереворот (стр. 382)
§ 17.3. Боевой разворот. Спираль (стр. 387)
§ 17.4. Бочка (стр. 390)
Глава 18. Некоторые особенности управления самолетом при боевом применении (стр. 394)
§ 18.1. Общие замечания об управлении самолетом при боевом маневрировании (стр. 394)
§ 18.2. Управление самолетом в воздушном бою (стр. 396)
§ 18.3. Управление самолетом при боевом применении на малых высотах (стр. 400)
Глава 19. Полет на максимальную дальность
§ 19.1. Дальность и продолжительность характерных этапов полета (стр. 406)
§ 19.2. Суммарная дальность полета и влияние на нее эксплуатационных факторов (стр. 414)
§ 19.3. Способы увеличения дальности полета (стр. 416)
Глава 20. Снижение и посадка (стр. 418)
§ 20.1. Предпосадочное снижение (стр. 418)
§ 20.2. Выравнивание и выдерживание (стр. 421)
§ 20.3. Пробег (стр. 423)
§ 20.4. Влияние эксплуатационных факторов на посадочные характеристики (стр. 426)
§ 20.5. Способы улучшения посадочных характеристик (стр. 429)
§ 20.6. Особые случаи при посадке (стр. 431)
Список литературы (стр. 435)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Практическая аэродинамика прикладная наука. Теоретической основой ее является аэродинамика, теория двигателей и динамика полета. Первые две дисциплины раскрывают физическую природу и закономерность изменения внешних сил, действующих на самолет, третья динамика полета законы движения самолета под действием указанных сил. В практической аэродинамике эти законы являются определяющими, поэтому ее с полным основанием можно называть динамикой полета.
Значение знания практической аэродинамики для летного состава едва ли можно переоценить. Летчик должен не только в совершенстве освоить теорию полета и технику пилотирования, что требует от него отчетливого понимания физических процессов, происходящих в полете, но и уметь, не снижая безопасности полета, наиболее эффективно использовать тактико-технические возможности самолета.
Впервые взаимосвязь вопросов теории полета и летной практики была отражена в курсе профессора Н. Е. Жуковского «Динамика аэроплана в элементарном изложении», который он читал летному составу в 1913—1916 гг. Первый фундаментальный учебник по практической аэродинамике был создан коллективом преподавателей ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского (Г. С. Козлов, Я. М. Курицкес, В. С. Пышнов и др.) в 1932 г. Он выдержал четыре издания. В последующие годы был написан ряд учебников по практической аэродинамике, но для большинства из них первое издание стало и последним. Причиной этого является бурное развитие отечественной авиации, сопровождавшееся значительным изменением летных и технических свойств самолетов и, как следствие, сравнительно быстрым устареванием учебников.
Создание современных реактивных двигателей, усовершенствование аэродинамики позволили существенно расширить диапазон скоростей и высот полета. Это сопровождалось, с одной стороны, увеличением удельного веса неустановившихся режимов полета, в которых возросла роль кинетической энергии в общем балансе механической энергии самолета. Последнее, естественно, нашло отражение в изменении и совершенствовании боевых маневров. С другой стороны, при большом изменении скоростей и высот полета значительные изменения стали претерпевать характеристики устойчивости и управляемости, что в сочетании с непрерывным ростом потока информации стало существенно усложнять управление самолетом. Стремление расширить функции самолета, повысить эффективность его применения и безопасность полета, максимально облегчить условия работы летчика вынудило конструкторов современных самолетов широко применять различные автоматические устройства. Чтобы правильно использовать эти устройства, летчик должен понимать принципы и особенности их работы на различных режимах полета.
Отмеченные вопросы нашли отражение в учебнике «Практическая аэродинамика самолетов с турбореактивными двигателями», изданном в 1969 г. Однако в нем не было уделено должного внимания технике пилотирования. И это естественно: учебник писали инженеры. Чтобы восполнить этот пробел, авторский коллектив настоящего учебника был скомплектован не только из профессорско-преподавательского состава ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, но и из летчиков-испытателей, отлично знающих особенности поведения техники пилотирования и боевого применения современных самолетов.
Учебник «Практическая аэродинамика маневренных самолетов» написан по заданию главнокомандующего ВВС и предназначен для летного состава. Он состоит из трех разделов.
Первые два раздела являются общими для всех этапов полета.
В третьем разделе рассматривается поведение самолета на всех основных этапах от взлета до посадки и управление им на этих этапах. Здесь же отражены особенности управления самолетом при боевом применении.
При написании книги авторы учитывали опыт отечественного и зарубежного самолетостроения. Исходные данные для количественных примеров и иллюстраций являются гипотетическими.
Учебник написан авторским коллективом в составе: доцента, кандидата технических наук Алтухова В. А.; доцента, кандидата технических наук полковника-инженера Браги В. Г.; заслуженного летчика-испытателя, кандидата технических наук генерал-майора авиации Бутенко Г. Ф.; доцента, доктора технических наук Лысенко Н. М.; заслуженного летчика-испытателя генерал-майора авиации Манучарова А. А.; Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя генерал-майора авиации Микояна С. А.; профессора, доктора технических наук полковника-инженера Нечаева Ю. Н.; старшего научного сотрудника, кандидата технических наук полковника-инженера Радченко М. И.; дважды Героя Советского Союза, доцента, кандидата технических наук генерал-майора-инженера Сивкова Г. Ф.
Авторы выражают искреннюю признательность маршалу авиации Пстыго И. И., который дал полезные советы, позволившие улучшить учебник.
Авторы выражают благодарность Герою Советского Союза, заслуженному летчику-испытателю полковнику Петрову В. И., полковнику Цувареву В. И., полковнику-инженеру Рябий В. К., полковнику-инженеру Юдину Ю. М. и другим товарищам, замечания которых способствовали улучшению учебника. Авторы признательны доценту, кандидату технических наук полковнику-инженеру Медникову В. Н. и полковнику-инженеру Галашеву Е. С., прорецензировавшим учебник.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аронин Г. С. Практическая аэродинамика. М., Воениздат, 1962.
Брага В. Г. [и др.]. Динамика полета летательных аппаратов (траектории движения и летные характеристики). ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 1966.
Бюшгенс Г. С, Студнев Р. В. Динамика пространственного движения самолета. М., «Машиностроение», 1967.
Воронович А. П. [и др.]. Системы управления летательных аппаратов и безопасность полета. ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 1969.
Гудков А. И., Лешаков П. С., Райков Л. Г. Внешние нагрузки и прочность летательных аппаратов. М., Оборонгиз, 1963.
Доброленский Ю. П. Динамика полета в неспокойной атмосфере. М., «Машиностроение», 1969.
Калачев Г. С. Показатели маневренности, устойчивости и управляемости самолетов. М., Оборонгиз, 1958.
Котик М. Г. Критические режимы сверхзвуковых самолетов. М., «Машиностроение», 1968.
Красовский А. А. Системы автоматического управления полетбх» и их аналитическое конструирование. М., «Наука», 1973.
Летчику о практической аэродинамике. М., Воениздат, 1961.
Лысенко П. М. Динамика полета (устойчивость и управляемость летательных аппаратов). ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 1967.
Нечаев Ю. Н. Входные устройства сверхзвуковых самолетов. М., Воениздат, 1963.
Нечаев Ю. Н., Федоров Р. М., Говоров А. Н. Теория авиационных двигателей. Ч. 2. ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 1974.
Пашковский И. М. Особенности устойчивости и управляемости скоростного самолета. М., Воениздат, 1961.
Практическая аэродинамика самолетов с турбореактивными двигателями. М., Воениздат, 1969.
Пышнов В. С. Динамические свойства самолета. М., Оборонгиз, 1951.
Склянский Ф. И. Управление сверхзвукового самолета. М., «Машиностроение», 1964.
Тихонравов В. А. Колесно-лыжное шасси. ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 1968.
Честнов А. В. Летная эксплуатация самолета. М., Воениздат, 1968.
Периодическая отечественная и иностранная литература.
|